Задача Архитектуры Предприятия #5. Навести порядок в ИТ

Задача Архитектуры Предприятия #5. Навести порядок в ИТ

Октябрь 3rd, 2013 // 9:54 пп @

Думаю, что процесс создания информационных систем и ИТ-инфраструктуры в вашей компании был, мягко говоря, непростым. В него были вложены и деньги, и время, и огромное количество энергии и нервов. Вы прошли через авралы, работу в выходные, разборы полетов, временные решения.

Ваши ИТ-решения выстраданы и работают, но … не идеальны. Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми из следующих проблем?

Во-первых, затраты на их поддержку оставляют желать лучшего. Согласно исследованиям, в среднем 70% ИТ-бюджета уходит на эту задачу. И вопрос по оптимизации затрат уже давно стоит на повестке дня. Но с какой стороны к этой задаче подойти? Не хочется резать по живому.

Во-вторых, нет ничего более постоянного, чем временные решения. И некоторые из них стали тормозом для развития ваших информационных систем. Особенно решения в области интеграции. Да, российские разработчики лучшие в мире, и они совершили настоящее чудо, интегрировав отдельные информационные системы. Но готова ли ваша компания зависеть от чудес? Можно ли быстро изменить работу систем под новые требования бизнеса? И это, правда, будет работать?

В-третьих, оборудование и программное обеспечение у вас покупалось в разное время, в разных условиях, под конкретные проекты, по рекомендации команд разработчиков.  В итоге у вас настоящий «зоопарк» оборудования и ПО. Часть оборудования и ПО уже устарела. Часть требует узкоспециализированных знаний. Для того чтобы управлять ими, требуются большое количество высокооплачиваемых специалистов и колоссальные управленческие усилия.  Также ваша компания могла купить другую компанию, у которой свой «ИТ-зоопарк». Что-то нужно с этим делать!

В-четвертых, ИТ вашей компании разрослись до такого размера, что перестали «помещаться в одной голове». Нет такого человека в компании, который бы знал все обо всем в ИТ. Информация о том, как устроены ИТ вашей компании, нужна руководству ИТ-службы для того, чтобы принимать ежедневные решения. Когда нужная информация находится в головах разных людей, на их компьютере, в почте, на бумажках, то она неизбежно устаревает, теряется, забывается. Все стало слишком сложным. В такой ситуации ИТ-директору и его команде приходиться принимать решения с закрытыми глазами, беря на себя огромные риски.

Даже если есть человек, который знает все об ИТ вашей компании, то насколько ваша компания от него зависит?

В-пятых, информационные системы вашей компании разрабатывали и внедряли разные команды, зачастую внешние. После них осталась какая-то документация на системы, но их развитие не закончилось после того, как эти команды закончили проекты. Вы вносили исправления в системы, придумывали временные решения срочных проблем. Но не все нашло отражение в документации, что-то забылось. Все разработчики не любят разбираться в том, что было сделано другими. Они предлагают все переделать, если нужны серьезные изменения в функциональности.

Несмотря на то, что существующие в компании решения уже зарекомендовали себя, доказали свою работоспособность, к ним привыкли пользователи, они используются только на 10-15%. И зачастую для новых запросов бизнеса ИТ предлагает внедрение новых систем. По трем «важным» причинам:

  1. Пытаясь доработать то, что есть, вы рискуете сломать работающую систему. Делать в них доработки – все равно, что ходить по минному полю без карты. Всех взаимозависимостей уже никто не помнит.
  2. Со старыми системами связаны плохие воспоминания. ИТ любят новинки. Более того, новая «модная» технология будет отлично смотреться в резюме. В ней действительно интересно покопаться.
  3. У новой системы будет свой бизнес-заказчик. А у старой системы уже есть свой. Отслеживать влияния требований, процессов и работы разных заказчиков друг на друга – непростая задача.

Хотя, хорошо зная, какими сокровищами вы уже владеете, можно предложить бизнесу более быстрые, дешевые и эффективные решения. Выстроить сквозные бизнес-процессы. Но чтобы решать такие задачи, нужно подняться с уровня отдельных систем и проектов на уровень компании.

В-шестых, сбои информационных систем оказывают сильное влияние на бизнес. Вспомним хотя бы недавний сбой процессинга в Сбербанке России. На несколько часов перестали работать банкоматы по всей стране. Это было на всех новостных лентах. Или когда проблемы с работой новой системы учета акцизов лишили Россию на несколько месяцев алкогольной продукции.

Проблемы с ИТ в вашей компании, возможно, не попадут в новости, но могут негативно сказаться на вашей карьере.

Эпоха бурного роста в ИТ закончилась. Нужно заняться наведением порядка. Укрепить ваш колосс на глиняных ногах. Это один из основных трендов в ИТ-отрасли. В новостях на ИТ-шных порталах все время звучат призывы к оптимизации, повышению эффективности и т.д.

Для того чтобы навести порядок в ИТ, не нужно махать шашкой и кричать громкие лозунги, нужна долгая и кропотливая работа. А помогут вам в этом методы Архитектуры Предприятия (Enterprise Architecture).


Category : Enterprise Architecture &Бизнес и ИТ

Comments are closed.